Шумоизоляция автомобилей: практические рекомендации
В процессе автомобильной поездки как водитель так и пассажиры подвергаются воздействию шума транспортных средств, представляющих собой сложный источник звуковых волн. Шум воздействует угнетающе на нервную систему человека, предопределяет изменения частоты сердечных сокращений, является одним из факторов возникновения нарушений обмена веществ и сердечно-сосудистых недугов.
Продолжительная поездка в автомашине, имеющей высокий уровень шума, некомфортна, приводит к стремительной утомляемости и снижению внимания, замедляет человеческие реакции на внешние сигналы, способствует ухудшению настроения, делает движение небезопасным.
Поэтому провести шумоизоляцию машины - это важный вопрос, который стремятся решить большинство водителей.
Стандартизация автомобильных шумов
Принято различать внутренний автомобильный шум, воздействующий на пассажиров и водителей, а также внешний шум. Параметры шума, издаваемого автотранспортными средствами, нормируются международными актами и ГОСТ:
- ГОСТ Р51616-2000: относительно внутреннего и внешнего шума - не выше 77 дБ;
- европейский норматив: относительно внешнего шума – не выше 74 дБ.
Европейские стандарты признаются весьма жесткими. Они подлежат пересмотру в сторону уменьшения на 3 дБ каждые 3 года. Подобное снижение уровня шума воспринимается человеческим ухом как 2-кратное уменьшение звукового давления. При этом ключевое значение отводится важнейшему элементу акустического комфорта - частотным характеристикам шума. Некоторые транспортные средства, соответствующие стандартам по суммарному уровню шума на определенных режимах движения демонстрируют скрипы, вибрацию, нежелательные звуки различной тональности.
Классификация источников автомобильного шума
Что представляет собой шум? Это - апериодические звуки, имеющие различную частоту и интенсивность, а также сложную спектральную и временную структуру. С точки зрения физиологии, под шумом понимаются любые неблагоприятно воспринимаемые звуки. Шумы имеют структурную и воздушную природу. Областью распространения воздушных шумов считается воздух, структурных шумов - твердые конструкции.
Источники шума в транспортных средствах принято подразделять на базовые и второстепенные. К числу базовых относят трансмиссию, шины, двигатель, систему выпуска газов. К числу второстепенных источников принадлежат мелкие металлические детали (тяги приводов стеклоподъемников), металлические панели кузовной части (крыша, днище, двери), крупные пластмассовые элементы салона (накладки стоек, панели приборов, декоративные кожухи под рукоятку КПП).
Особенности распространения шумов в автотранспортных средствах
Воздушные шумы, генерируемые базовыми источниками, проникают в салон транспортного средства через остекление, технологические отверстия, а также дверные проемы. Более толстые стекла и панели кузова демонстрируют более высокие звукоизоляционные характеристики. Чем выше уровень технического совершенства отдельных деталей и узлов (трансмиссии, шин, двигателя, системы выпуска газов) автотранспортного средства, тем меньше они издают шума.
Механизм возникновения структурных шумов предполагает передачу вибрации от работающего мотора через компоненты крепления на кузовную часть и оказание воздействия на панели, которые и издают звуки. Звуки, излучаемые элементами подвески или системы выхлопа, обеспечивают вибрацию днища автомашины, что существенно повышает совокупный уровень шума. Звуки, возникающие в процессе отражения от дорожного покрытия потоков, генерируемых базовыми источниками, также вносят существенный вклад в рост общего уровня шума в салоне автотранспортного средства.
Шум не пройдет! Практические способы борьбы с автомобильным шумом
Принято выделять конструктивный и пассивный способы борьбы с автомобильным шумом. Конструктивный способ связывают с:
- использованием качественно сбалансированных узлов двигателя, сцепления и коробки передач;
- выбором наиболее совершенных уплотнителей.
- грамотным расчетом выхлопной системы и правильным установлением зоны ее монтажа;
- технически совершенным моделированием конструкции кузова;
- грамотным расчетом элементов подвески.
Самой значительной проблемой в процессе борьбы с шумом является то, что металлические элементы кузова представляют собой отличные проводники звука. Каждый удар подвески либо коромысла по клапану, любое вращение подшипников обеспечивают звукопередачу. К этому следует добавить шумы выхлопной системы и вентилятора, скрип пластиковых панелей, дребезг дверей и ручки КПП. Каждый из этих звуков действует в собственном диапазоне частот. Безусловно, универсального материала, способного одинаково эффективно снижать шумы на любой из частот, не существует.
«Укрощению» шума содействует использование многослойного покрытия, каждый из слоев которого обладает определенными характеристиками, а покрытие в целом демонстрирует очень высокие свойства вибро- и звукопоглощения. Применение таких материалов может быть локальным (например, для обеспечения шумоизоляции колесных арок либо силового агрегата), а также полным, в процессе которого производится снятие обшивки и прокладка кузова изолирующим покрытием.
После подобных операций уровень шума в салоне автомашины существенно снижается. Результаты испытаний демонстрируют, что продуманная дополнительная вибро- и звукоизоляция автомашины позволяет в процессе активного разгона на третьей передаче сократить степень звукового давления в среднем на 20-25%, а интенсивность звуков - на 30-40%. Эффективность этой работы зависит от правильности выбора схемы звукоизоляции, расходных материалов.
В настоящее время звуко- и виброизоляционная обработка автотранспортных средств является одним из самых популярных способов повышения их комфортабельности и индивидуальности. Безусловно, полностью ликвидировать шум – неотъемлемую часть окружающего мира, невозможно. Однако преобразовать его до безопасного уровня – вполне реально. Шумоизоляционная обработка автомашин сегодня вышла из категории «элитарных» услуг и признается требованием современности, важнейшим признаком высококачественного транспортного средства.
Также обратите внимание на следующие группы товаров и услуг: